?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вот такая математика



У всех нас они были, любимые учителя. Вот прислал мне Мишка Челмодеев фотографию, которой у меня не было. Вот они все. Самые главные мои учительницы в первом ряду: четвёртая слева, с отложным воротничком, классная руководительница Резеда Бургановна. Вторая слева – Ирина Васильевна, русский язык и литература.  А третья слева, с правой ногой на первой ступеньке и левой на второй –  любовь моя, Наталья Сергеевна Петрова, математичка.

Математика давалась мне легко, и я её всегда любила, но Наталью Сергеевну я любила бесконечно.  Характер у неё был строгий и требовательный, а также эмоциональный, но поскольку у меня всё получалось, меня не волновали перемены её настроения.  Даже не то чтобы настроения...  Не помню, чтобы она кричала, как иногда кричат другие учителя, но когда сердилась, то взгляд пылал, в голосе появлялся металл, и не хотелось появляться ей на глаза.  Мне она казалась безумно красивой и чуть ли не материнской фигурой.  Если остальные уроки были просто уроками, то математика была радостью.  Наталья Сергеевна доучила нас до седьмого класса и ушла в декрет.  А я если не ушла в депрессию, то практически потеряла интерес к математике на время её отсутствия.  Тем более восторженно счастлива я была, когда она вернулась в девятом классе.

С маленьким ребёнком дома и стрессом учительской работы, Наталья Сергеевна конечно имела повод проявлять свою эмоциональность ещё более, чем обычно.  Чаще всего она была строга по делу, и если приходилось повышать голос, то для этого были причины, хотя в её классе боялись плохо себя вести и практически ходили по струнке.  Но мне запомнился один раз, когда Наталья Сергеевна пришла в класс почти разъярённой чем-то вне этого класса и с трудом скрывающей бешенство.  Она резким тоном дала нам задачку из учебника, небольшое время на её решение, и стала поднимать учеников на месте, спрашивая ответ.  Ответ дали относительно без задержек.

– Так, ну и какое это решение?– спросила Наталья Сергеевна, явно не удовлетворясь этим.

Мы были озадачены – что же она имеет ввиду?  Одного за другим поднимала моя уже почти не скрывающая гнева любимица учеников, которые пытались что-то бормотать.

– Нет, неправильно! Какое, я спрашиваю, какое это решение? – всё больше сердилась она.  Наконец, внезапно тихим голосом она объявила мою очередь встать из-за парты.  Не понимая, чего она хочет, я назвала цифру, уже повторённую многими до меня.

– Нет,– сказала она уже не крича, но упрямым голосом.– Нет.  Это ИСКОМОЕ решение.

Мы вздохнули.  Наталья Сергеевна успокоилась и провела остаток урока нахмурившись, но мирно.

Я помню одно – то, что никто не высмеивал Наталью Сергеевну после класса на перемене, никто ничего не сказал, не обсуждал и ни на что на обижался.  Из-за несуразицы произошедшего было настолько очевидно, что сердилась она не на нас, а на что-то другое, не имеющее отношение к математике и трём десяткам нас, пятнадцатилетних, что обижаться было не на что.  Моя доходящая до преклонения любовь к ней и уважение совершенно не пострадали.  Напротив, я помню, как, ещё не совсем это осознавая, впервые испытала сочувствие к своей учительнице.

Когда я иногда ору на своих мальчишек несоразмерно их вине, из-за усталости на работе и всякого другого стресса, я иногда замечаю в их глазах то, что, наверное, было в моих глазах, преданно смотрящих на любимую учительницу – тень недоумения, брови, поднятые вверх, напряжённый, пытающийся понять взгляд, тем не менее полный любви.

Наталья Сергеевна, спасибо вам и за этот урок.
Всевидящее Око

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
baburov
Aug. 11th, 2009 11:46 am (UTC)
Я долго не мог понять, что идеальных школьных учителей не бывает. А сейчас не могу понять, как можно хотеть быть школьным учителем. Это ведь просто вывалиться в другую реальность, еще менее реальную чем та, в которой ты находишься сейчас. Это значит быть другим собой, которого быть не может. Либо ты превращаешься в бога, либо обращаешься в прах. И, закономерно, большинство учителей -- последнее.

Сотрите мой комментарий, если я Вас задел. Не выношу, когда на меня кричат. Большинство учителей кричали.
lanrou_jevil
Aug. 11th, 2009 02:06 pm (UTC)
Да нет, что Вы, за что стирать! А вообще, я не помню особо, чтобы она именно кричала - строга была, да, но грубости той, о которой вспоминаете Вы, я совсем не помню. Поэтому этот случай так и выделился в памяти, что он был несуразный и необычный :)
karta_ostrova
Aug. 11th, 2009 04:15 pm (UTC)
Про учителей: как-то очень рано мы разобрались, кто из них в школе по полному праву, а кто - как бы самозванец... Были ведь попавшие туда случайно, теперь их жаль, потому что многое уже у самих было - и "не та" работа, и просто усталость от людей в какие-то моменты...А тогда мы бывали и недобрыми, доводили просто до белого каления... Особенно некоторых. Хоть сейчас извиниться бы. Фотографии позавидовала - нет такой.
lanrou_jevil
Aug. 11th, 2009 07:00 pm (UTC)
случайные долго в школе не задерживались
а Н.С. привила мне любовь к математике, за что ей отдельное спасибо
и без строгости нас нельзя было заставить слушать :)
о грубости я не говорю - были и такие учителя в моей жизни, но я их не вспоминаю
karta_ostrova
Aug. 11th, 2009 07:14 pm (UTC)
Да я тут вспомнила, как я к одной такой нелюбимой учительнице приносила маленького резинового волка сидящего, и всё выставляла и выставляла его на парту...Потом она меня вышибала с этим волком при общем восторге класса - её все не любили. Убери волка, убери волка! - Но он разве мешает? (невинные глаза)... Сейчас такую с волком в три шеи сама бы вышибла:)Потом её встретила как-то - она НЕ ПОМНИТ про волка, расспрашивает по-доброму так...
lanrou_jevil
Aug. 13th, 2009 02:19 am (UTC)
я бы на месте этой училки забрала волка без крика и вернула после урока :)
karta_ostrova
Aug. 13th, 2009 07:17 am (UTC)
Она была из тех, что в ряды вообще не ходят, а пытаются справиться от доски с проблемами в рядах:)
lanrou_jevil
Aug. 13th, 2009 02:34 pm (UTC)
она наверное вас всех боялась:))
karta_ostrova
Aug. 13th, 2009 03:38 pm (UTC)
Когда она меня /только словами/ выгоняла, я, проходя мимо, успевала ещё волчка быстро на стол поставить, тут же его схватить и выйти с ним... Вспомнить стыдно. Дешёвый успех:)
lanrou_jevil
Aug. 13th, 2009 04:15 pm (UTC)
да уж... бедная учительница:))
mi6a_severjan
Aug. 12th, 2009 06:51 pm (UTC)
Дааа...все мы люди, все мы человеки...)
Нас всегда учили в театральном, что чтобы ни случилось на сцену нужно выходить с настроением, потому как на тебя смотрят люди, а им твое настроение сейчас ни к чему, им нужно видеть настроение твоего героя) Но умные актеры умеют подкладывать свое настроение под образ))
lanrou_jevil
Aug. 13th, 2009 02:27 am (UTC)
я всегда думала, а вот что делают актёры, например, если у них дома несчастье, а играть надо комедию? или наоборот, хохотать хочется, потому что за кулисами только что анекдот рассказали, а надо на сцене плакать? есть какая-то техника самовнушения?
mi6a_severjan
Aug. 13th, 2009 12:36 pm (UTC)
Техника конечно есть, актер настраивает свой характер под образ, который он изображает. Но в вопросах счастья и несчастья все зависит и от характера самого актера. Если актер профессионален он выйдет на сцену умирающим от несчастья\счастья и магия театра сделает свое коварное;) дело...На время спектакля актер по идее должен забывать о своих проблемах или радостях. И часто бывает, что выходя в простую жизнь после спектакля на актера обрушиваются проблемы\счастье с утроенной силой...:) Примерно все так)
lanrou_jevil
Aug. 14th, 2009 04:13 am (UTC)
Вот была бы такая магия в обычной жизни, а не только в театре! А то иногда так нужно выглядеть бодро и приветливо, когда на душе кошки скребут :)
mi6a_severjan
Aug. 15th, 2009 06:24 pm (UTC)
В жизни тоже можно так делать, но частенько этого просто не хочется...(
karta_ostrova
Aug. 13th, 2009 03:57 pm (UTC)
Вот когда про театральные розыгрыши (из тех, что прямо на сцене)сами актёры рассказывают - получается, не всегда они могут сдержаться... Они так ведь и говорят - отползти за кулисы со смеху...
lanrou_jevil
Aug. 14th, 2009 02:05 pm (UTC)
Насчёт "отползти за кулисы" (содрала у lexmeister из anekdot.ru):

"Театральная байка из советских времен.
Зарплата у театральных актеров тогда была очень невелика, даже у
знаменитых и всенародно любимых. Поэтому все они пытались каким-то
образом заработать дополнительно на стороне - кто участвовал в концертах
на предприятиях, кто сольные выступления в провинции устраивал, ну и так
далее.
У известного актера Г. был свой способ. Он работал одновременно в
нескольких театрах; больше того - иногда умудрялся участвовать сразу в
двух спектаклях в один вечер. Для этого надо было подобрать два
«совместимых» спектакля - в первом его роль должна была заканчиваться
довольно рано, в первой половине действия, а во втором, соответственно,
начинаться позже, так, чтобы, отыграв в одной постановке, актер мог
успеть добраться до второго театра и вовремя выйти на сцену. Поскольку
популярность Г. была на пике, спрос на спектакли с его участием был
высок, режиссеры шли навстречу его требованиям и позволяли проделывать
такие штуки.
Другой известный актер, Ш. , любил приколоться над коллегами. Это всегда
было, есть и будет в актерской среде, но Ш. отличался особой
изобретательностью. И так случилось, что привелось им играть вместе с Г.
в первом из таких его «парных» спектаклей.
Сюжет не помню, но по ходу пьесы была сцена допроса то ли партизан, то
ли революционеров каких, в которой Ш. играл роль злодея, ведущего
допрос, а Г. - одного из этих самых партизан. И в какой-то момент Ш.
должен был, после напряженной сцены и диалога на повышенных тонах,
застрелить Г. из пистолета.
Так вот, поскольку погибал Г. где-то в середине действия, когда до
занавеса было еще далеко, а время у него было рассчитано по минутам, то
он договорился с Ш. , чтобы тот стрелял в него в момент, когда он
находился у самых кулис. Тогда Г. хватался за грудь, замечательно
изображал предсмертные страдания, и падал прямо за кулисы, откуда,
невидимый зрителям, подхватывался и рысью мчался, чтобы успеть на второй
спектакль. Выход на поклон после окончания спектакля приходилось
пропустить, но это уже детали.
И так все шло замечательно долгое время, пока актеру Ш. не пришла в
голову мысль подшутить над товарищем. В один из вечеров, вместо того,
чтобы дождаться, пока Г. переместится к кулисам, на обычное место
расстрела, он выпалил в него из стартового пистолета на самой середине
сцены! Что тому оставалось делать, как профессионалу? Конечно, он
рухнул, как подкошенный, сразу после выстрела. И вот, лежит он
посередине сцены, проклинает Ш. и холодеет от ужаса - еще несколько
минут, и он сорвет к чертям второй спектакль, в очень уважаемом театре.
Ну, актер он был опытный, и выход нашел практически сразу. Пока Ш.
продолжал допрос остальных комиссаров, лежащий Г. «пришел в себя»,
зашевелился, и, негромко постанывая и зажимая рукой «рану», начал
медленно отползать в сторону кулис, чтобы спокойно умереть там и не
отсвечивать на сцене.
Но Ш. не собирался давать тому отделаться так легко. Уловив попытку Г.
сбежать, он прервал допрос, подошел к нему, и, со словами «Ах, ты еще
жив, свинья! », сделал три контрольных выстрела из стартового пистолета
ему в голову."
karta_ostrova
Aug. 14th, 2009 02:44 pm (UTC)
:)))Да, тут бедному Г. было совсем не до смеха, а отползать за кулисы было просто необходимо:)) Спасибо!:)
mi6a_severjan
Aug. 15th, 2009 06:24 pm (UTC)
Класс! Обожаю театральные байки)))
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

hello world!
lanrou_jevil
lanrou_jevil

Tags

Powered by LiveJournal.com